ИННОПРОМ - 2024
Промышленный салон - 2025

Международная Выставка Каллиграфии - 2008

Внимание! Выставка завершилась.

Выставочный проект

Дата проведения: 16.09.2008 - 21.09.2008 

Город: Санкт-Петербург - информация о городе

Организаторы: MVK Международная выставочная компания, Национальный Союз Каллиграфов

Рубрики: Культура. Искусство. Предметы коллекционирования. Антиквариат, Общество



Новости выставки "Международная Выставка Каллиграфии - 2008" от 24-фев-2008

Анонс: Образы иного в потеках туши. Каллиграфия - одна из наисложнейших и высокодуховных практик.


Образы иного в потеках туши.


На небе и земле, в горах и реках существуют формы квадратные и круглые, возвышенные и текущие. В солнце, луне и небесных светилах существуют градусы широты и долготы, и поворота света. В облаках, в заре, траве и деревьях существуют формы, широко расстилающиеся как холст, формы роста и изобилия. В предметах культуры и одеяниях существуют формы скромности приветствия и обращения. Если стараться удовлетворить этому, то письмо будет поразительно. Чжан Ди, каллиграф Ханьской династии.


Давно ли мы задумывались над тем, как пишем?


Наверное, и не задумывались вовсе, потому что давно не писали. "Как же не писали? - воскликнет иной читатель. - Каждый день исписываем по пятнадцати листов. На компьютере!". И, конечно, будет прав, потому что прогресс, в погоне за временем и удобностью, отучил человека писать рукою по бумаге, считая это занятие уже слишком архаичным и не нужным. Так думает современный человек. Человек, который считает себя стоящим на такой высокой ступени развития, что ему кажется просто неприличным взять перо и бумагу, чтобы написать письмо. Человек, который считает, что слишком задумываться над смыслом и формой своего письма - это просто безрассудная трата драгоценного времени. Человек, который пренебрегает всем ради получения материальной выгоды - он думает: Если я и так получу то, что хочу, зачем мне тратить силы и придумывать какие-то ненужные красивые формы? В век Интернета и компьютеров слово не поспевает за мыслью. Поэтому слово не пишут красивым почерком, согласно определенным правилам и в определенном состоянии души. Слово набирают на клавиатуре. Начав писать что-то "по старинке", то есть от руки, современный человек удивляется тому, что, оказывается, совершенно забыл, какой у него почерк. К вечной взаимосвязи "дух - сердце - рука - бумага" присоединились множество посредников - компьютеры, принтеры: Стоит ли удивляться тому, что от нас постепенно ускользает истинный смысл некоторых понятий? Тех самых, которые требуют неспешности, сосредоточения... Собственно, мы уже ничего не может с этим поделать - таковы правила. Как тяжело признать этот факт! Но это все-таки так. Мы безнадежно далеки от того времени, когда по почерку судили о характере и личности пишущего. Но ничего не исчезает бесследно. Здесь выступает на первый план великая История. В ней, как в дневнике, можем мы найти записи о нужном нам предмете. Мы говорили о том, что пишем мало и плохо. Поэтому в дневнике истории поищем главу о красивом письме. Да этому же есть и название - каллиграфия.


Каллиграфия - одна из наисложнейших и высокодуховных практик в: Но начнем издалека. Во всех первобытных культурах понятия "писать" и "изображать" были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы. У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупностью письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств - каллиграфия.


Уже на заре своего становления это искусство было "искусством не для всех". Каллиграфы почти всегда воспринимались как маги, творящие таинство. Написанное ими было видно для всех, но не всем понятно. Плавные линии, изгибающиеся подобно прозрачному ручью, широкие мазки, похожие на проплывающие облака: Это зачаровывало. В каждом штрихе жила душа автора. Вот капля, нечаянно упавшая с кисти. Здесь ворсинка осталась неубранной. И вдруг рисунок становится трехмерным, растет, принимает причудливые формы и наконец ты видишь уже не черные разводы туши, а стебли тростника. Ветер чуть колышет его листья, пробегает волной и улетает дальше. И представляешь себе старого седого мастера. Он сидит, задумавшись, на камне и медленно чертит рукой в воздухе какие-то символы. Вдруг несколько ударов кистью по шелковой бумаге и все, что таилось в душе его мы знаем и можем увидеть: Это так всегда бывает, когда в первый раз всматриваешься в замысловатые изгибы и разводы рукописного текста. Написанный рукой, он живет, он имеет свою судьбу. Он живет вне времени, а существует над ним - это установка на процессуальность бытия, обеспечиваемую энергетическими циркуляциями, динамикой которых охвачены все уровни человеческого космоса. Каллиграфическая эстетика фокусирует взгляд на ритмических соотношениях и энергетических свойствах пространственно-временного континуума. Параметры каллиграфической пластики позволяют воплощать метаморфозы всего сущего и открывают личность каллиграфа на пути его духовно-этического становления. Каллиграфическая эстетика исходит из отождествления особенностей психического с сущностью космического. Это как в живописи и литературе. И также как в живописи, в каллиграфии первое и самое важное - это гармония духа и рождение движения. В каллиграфии вообще это очень важно - ощущение движения. Мы можем не прочитать знаков и символов чужой культуры, но плавное движение кисти, все ее нажимы и повороты от нас ускользнуть не могут. Таким образом, каллиграфия - это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа. Интересно смотреть, как настоящий каллиграф пишет иероглиф. Точнее, самое примечательное - не само написание, но подготовка к нему. Каллиграф раскладывает чистый лист особой бумаги, долго и сосредоточенно растирает тушь в тушечнице, камень для которой привезен из "священных гор". Он придирчиво и неторопливо отбирает кисть, осматривая буквально каждый ее волосок. На это может уйти немало времени, однако еще больше времени ушло на само изготовление "четырех священных предметов" - бумаги, туши тушечницы и кисти. Затем он погружается в раздумья, которые могут продолжаться очень долго, а могут, наоборот, занять лишь мгновения - все зависит от настроя и проявления внутреннего "волевого импульса", готового излиться на бумагу. Один начинает ходить по комнате, монотонно раскачиваясь, другой поворачивается лицом к алтарю предков и что-то шепчет, третий спокойно и размеренно прописывает в воздухе образ будущих иероглифов. И затем в нескольких ударах кистью по бумаге он выплескивает свой настрой, свои чувства, свое вдохновение, рисуя целую иероглифическую надпись или просто один знак. И после останавливается - священнодействие закончено.


Но это все больше рисование, чем писание. В обыденной ситуации все происходит быстрее и чуть менее осмысленно, но сам процесс писания пером или кистью практически во всем повторяет процесс создания глубокой каллиграфии. Написание символов обращает человека к самым глубинным истокам "каллиграфической магии" - текст, под кистью каллиграфа появляется как бы в состоянии мистического транса. Не сам мастер, но духи, что пребывали в его теле, водили его рукой, он впускал этих духов в себя, позволяя им проявиться в виде причудливых потеков туши на бумаге, образующих слова.


К каллиграфу предъявляются требования не меньшие, если не большие, чем ко всем, кто "общается с Небом". Так, каллиграф не может приступать к работе, пока не обретет полного душевного равновесия, не очистит и не умиротворит свое сердце и, самое главное, не почувствует рождение некоего волевого порыва, импульса, который проистекает из его глубины и "изливаясь на бумагу, дает форму бесформенному".


Сейчас, наверное, уже не возможно вернуть в полном объеме те навыки письма, которыми владели еще наши прадеды. Но какую-то часть восстановить можно. Самое главное стремиться к этому и уметь выразить себя на листе бумаги, и не случайно на востоке существовала такая поговорка: "Красота человека - в красоте его письма".

Олег Ветошников.


Смотрите также:


 
 
 
 

Top.Mail.Ru