Статистика
Комментарий по результатам анкетирования участников.
6-я специализированная оптово-закупочная выставка-ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности проводилась 19-22 февраля 2003 года в рамках проекта "Российские недели текстиля и моды" совместно с ОАО "Концерн "Ростекстиль", ЗАО "Текстильэкспо", ОАО "Рослегпром" ( г. Москва).
Уровень специалистов, представляющих на прошедшей выставке интересы участников в сравнении с другими специализированными выставками оказался наиболее высоким, а именно: 48,2 % из числа ответивших на анкеты составили менеджеры высшего звена предприятий. Это, в целом, подтверждает, растущий интерес к выставкам, как одному из эффективных методов работы на рынке и, в частности, к выставкам, проводимым ОАО "Казанская ярмарка".
Круг и география участия. Всего в выставке участвовали 94 предприятия из 25-ти регионов РФ, из Республики Беларусь, представительства фирм из Южной Кореи, Италии, Индии и Египта.
Предприятия Татарстана из общего числа участников выставки составили 17,8 %, из них на долю производителей приходится лишь - 4,1 % (4 из 94 участников). На осенней выставке 2001 года число участников из Татарстана составляло - 31 %, из них производители - 12 %.
Необходимо отметить следующее. Начиная с осени 2000 и до осени 2002 года число участников этой выставки росло и расширялась их география:
- от 70-ти участников на первых выставках и до 109 участников на осенней выставке 2002 года;
- на прошедших выставках производители из Татарстана составляли обычно до 10 % от общего числа участников.
Число участников рассматриваемой выставки в сравнении с предыдущей уменьшилось за счет отказа от участия в выставке ряда производителей из Татарстана.
Прокомментируем статистические результаты обработки ответов на вопросы анкеты.
- Обращает на себя внимание то, что на всех выставках по данной тематике от Татарстана участвуют только предприятия негосударственной формы собственности, тогда как из других регионов доля предприятий государственной собственности колеблется от 8 до 16 %..
- Необходимо также отметить, что на выставках "Текстиль и мода" прослеживается четкая тенденция роста доли производителей, предпочитающих выходить на рынки без посредников - оптовиков. Если на выставках 2001 года доля производителей составляла менее 60 %, то на последней выставке их доля была уже более 70 %. Количество оптовиков из Татарстана - 20 существенно превышает количество производителей числом 4 .
- Данная тенденция отчасти может объяснить причины потери рынков сбыта целым рядом предприятий легкой промышленности Республики Татарстан. При растущем спросе на отечественную продукцию легкой промышленности этот сегмент рынка в Татарстане начинают уверенно занимать предприятия из других регионов России.
- При этом оптово-закупочные предприятия Татарстана в своем стремлении развиваться, используют потенциал выставок для увеличения закупок потребительских товаров, производимых в других регионах и за рубежом.
- Из всех тематических разделов участниками из года в год больше всего представляются разделы: одежда всех видов, трикотаж, ткани, изделия текстильной и кожевенной галантереи, изделия из меха и кожи.
- Обращает на себя внимание следующее: в отличие от специализированных выставок промышленной тематики, на которых отмечается рост интереса к новому оборудованию и технологиям, участники выставок "Текстиль и мода" "традиционно" не представляют новое оборудование, технологическую оснастку и средства механизации. Это дает основание говорить о надвигающемся кризисе легкой промышленности России, так как не развивая новые технологии, невозможно добиться выпуска качественной продукции, что особенно важно в преддверии вступления России в ВТО.
- В отличие от татарстанских производителей, предприятия из регионов РФ, особенно из Москвы и Санкт-Петербурга, чаще участвуют в выставках "Текстиль и мода" на ОАО "Казанская ярмарка", что можно объяснить тем, что рынок Татарстана привлекателен, в том числе и за счет растущих доходов населения и спросом на отечественную продукцию.
- Определяя цель своего участия в выставке "Текстиль и мода" участники из Татарстана первоочередной задачей формулируют заключение договоров на реализацию товаров, имиджевую рекламу.
- Участники из регионов РФ цели своего участия определяют, в первую очередь, исследованиями рынка и поиском торговых представителей в Татарстане (особое внимание на это обращают участники из Москвы и Санкт-Петербурга).
- Многие предприятия уже больше внимания обращают на выставки как на своего рода товарные биржи, где можно приобрести материалы и фурнитуру. Эта тенденция подтверждается тем, что одной из целей участия предприятия указали: заключение договоров на приобретение продукции и технологий. Эту цель отметили - 12,7 % из ответивших, тогда как на выставках "Текстиль и мода" 2001 года эту цель указали лишь 2,5 %.
- Участники узнали о выставке (по убыванию):
- приглашения ОАО "Казанская ярмарка",
- каталог "Выставки и ярмарки",
- татарстанские участники - из рекламы в СМИ.
- В целом, уровень организации данной выставки на ОАО "Казанская ярмарка" участники из регионов РФ и зарубежья оценили выше, чем татарстанские участники.
- Участники из зарубежья, в отличие от российских, имея опыт работы на международных выставках, к оценке уровня организации данной выставки подошли более критично и, соответственно, выставив более низкие оценки.
- Настораживает тот факт, что на вопрос "Намерены ли Вы участвовать в следующей выставке", из ответивших "нет" больше всего татарстанских участников - это производители и оптовики. При этом участники из Москвы, Санкт-Петербурга и зарубежья, наоборот, такого ответа не дали, то есть участие в последующих выставках им интересно и Татарстан они рассматривают как перспективный рынок для своей продукции.
Из материалов исследований прошедшей выставки можно сделать выводы:
- выставка "Текстиль и мода", как эффективный механизм работы на рынке, сегодня представляет интерес для предприятий из регионов России и зарубежья,
- в условиях намечающегося кризиса легкой промышленности Татарстан пассивное поведение на рынке татарстанских предприятий приведет к потере ими своих рынков сбыта,
- при подготовке выставки "Текстиль и мода. Осень - 2003", которая будет проводиться на ОАО "Казанская ярмарка" с 12 по 15 ноября т.г. организаторы учтут все замечания и предложения, внесенные участниками и посетителями во время прошедшей выставки.