В результате тесного взаимодействия педагогической науки и практики в городе Ростове-на-Дону возник уникальный по своему содержанию и формам организации опыт перехода образовательных учреждений от традиционного к новому личностно-ориентированному типу образовательной деятельности. Этот опыт имеет не частный, не локальный. А системный характер, так как основан на концептуальном подходе и всестороннем преобразовании образовательной системы города по всем её основным параметрам, включая цели, содержание, технологии, взаимоотношения его участников, образовательную среду, критерии оценки качества образования.
В городе сформирована образовательная система, ориентированная на удовлетворение запросов населения.
Сформированная сеть образовательных учреждений общего и дополнительного образования в целом обеспечивает полноту и доступность образовательных услуг в муниципальном образовательном пространстве.
Более 22 500 детей посещают 154 муниципальных учреждений дошкольного образования, среди которых функционируют:
- 43 центра развития ребёнка (детский сад 1-й категории);
- 105 дошкольных образовательных учреждений комбинированного, компенсирующего общеразвивающего вида, детские сады присмотра и оздоровления детей (детский сад 2-й категории);
- 6 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе 2 прогимназии.
Более 89 000 детей получают образование в 128 образовательных учреждениях города, среди которых:
- 81 средняя школа;
- 7 школ с углублённым изучением отдельных предметов;
- 3 основные школы;
- 2 начальные школы;
- 12 гимназий;
- 14 лицеев;
- 9 вечерних (сменных) общеобразовательных школ.
- 23 учреждения дополнительного образования посещают более 54 000 детей.
В 10 спортивных школах 28 видами спорта занимаются 12 956 детей.
В настоящее время в системе образования города большое внимание уделяется педагогическому проектированию как форме целевого управления инновационной деятельностью. Основу такого подхода составляет взгляд на проект как изменение исходного состояния любой системы связанной с затратами времени и средств. В период с 2001 по 2007 годы на муниципальном уровне был разработан и реализован пакет социально-педагогических проектов. Которые касались первоочередных мероприятий по повышению эксплутационной надежности объектов образования, по информатизации и материально-техническому оснащению образовательных учреждений, по работе с одаренными и талантливыми детьми, по развитию систем дошкольного и дополнительного образования. Это обеспечило достижение серьёзных позитивных результатов в развитии муниципального образования.