Ассоциация морских торговых портов (АСОП) создана в 1988 году по инициативе начальников крупнейших портов бывшего СССР для объединения усилий при решении различных вопросов портовой деятельности.
С переходом к рыночной экономике, распадом СССР и изменениями, в связи с этим, производственных отношений и статуса портов, роль Ассоциации в решении различных проблем, возникающих в области морской деятельности, значительно возросла, так как АСОП - единственный орган, оказывающий влияние на морской бизнес на всём экономическом пространстве бывшего СССР.
В настоящее время Ассоциация насчитывает около 50 постоянных членов. Это крупнейшие порты бывшего СССР, морские институты и высшие учебные заведения, крупные коммерческие структуры такие, как Совмортранс, ЭКОНОМУ, АРС, ИНГОССТРАХ и др.
Структура АСОП соответствует структуре международной Ассоциации "Порты и Гавани".
Главная работа сосредоточена в комитетах по различным направлениям портовой деятельности, где готовятся концепции, вырабатываются отдельные правила для включения в нормативные документы, даётся экспертиза различным проектам.
В работе комитетов активное участие принимают лучшие специалисты нашей отрасли, а также представители других министерств, эксперты при Правительстве и Президенте РФ,
В настоящее время мы имеем соглашение о сотрудничестве со службой морского флота Минтранса России, с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Исследовательским центром частного права при Президенте РФ, Союзом российских судовладельцев, Российской Ассоциацией международных экспедиторов.
Наши представители принимают участие в работе Консультативного совета при ГТК РФ и Координационного совета по оказанию комплексных транспортных услуг грузоотправителям России, куда приглашаются организации СНГ и Балтии.
В 1998 году Ассоциация выступила в роли учредителя Института Морского Права, вступила в члены Торгово-промышленной Палаты РФ.
В результате нам удалось решить многие вопросы, обеспечивающие выживание наших портов. Эти вопросы касаются взаимоотношений участников транспортного процесса при перевозке грузов (впервые в
Гражданском Кодексе появилось понятие "транспортная экспедиция", введены Обычаи порта, новое положение о сборах , о портовой администрации и т.д.), налогах (отмена НДС), тарифах (выработана методика формирования тарифов на базе себестоимости, разработаны рекомендации по принятию сквозных тарифов).
Уделяется внимание отечественному производству перегрузочного оборудования, выработке прогрессивных технологий, инвестициям.
Большое значение придаётся привлечению внимания различных организаций к транспортным коридорам через территории СНГ и Балтии, упрощению таможенных формальностей, повышению квалификации.
Мы стремимся создать всем нашим организациям, членам АСОП, равные условия для здорового соперничества, так как это главное условие прогресса.
Президент Ассоциации О.А.Терехов.