Высоко-Петровский мужской монастырь - одна из величайших святынь первопрестольного града Москвы. Расположен в самом центре города - на углу улицы Петровка и Петровского бульвара. Основан святителем Петром в начале XIV века.
Основание обители историки относят к 1315 - 1317 гг., когда святитель Петр был приглашен в Москву князем Иоанном Даниловичем (Калитой). Здесь в молитвах о Руси и о пастве своей святитель Петр все более укреплялся в мысли о перенесении постоянного местопребывания первосвятителей Русской Церкви в Москву, что и было осуществлено им в 1325 году.
Вскоре после смерти святителя и последовавшим за ней его прославлением в лике святых Великий князь Иоанн Калита повелел переосвятить восстановленную после одного из пожаров церковь обители и посвятить ее святителю Петру, митрополиту Киевскому, Московскому и всея России чудотворцу. Монастырь же стал именоваться Петровским, или Высоко-Петровским.
Одним из святых строителей монастыря стал благоверный князь Димитрий Донской, по чьему указу после нашествия на Москву хана Тохтамыша в 1382 году обитель была восстановлена и в ней была устроена вторая церковь - в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Церковь эта при Василии III была разобрана и на ее месте построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Именно в этой церкви в 1682 году нашли место своего упокоения останки убиенных стрельцами Ивана и Афанасия Нарышкиных, родных братьев матери молодого царя Петра I. Проявляя особое усердие к памяти любимых дядьев, Петр I повелевает над их могилами воздвигнуть каменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (освящен в 1690 г.), а также в их память возвести над Святыми вратами колокольню с храмом Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1690-96 гг.) и построить братские кельи (Нарышкинские палаты, 1690 г.). Вскоре, после избавления от стрельцов в 1689 г. в Троице-Сергиевой лавре, Петр I строит в обители храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1690-1692). Юный царь любил бывать в монастыре и даже помогать во время богослужений. Обитель начинают именовать "государевым богомольем", в знак чего крест главного купола Сергиевского храма увенчивается короной.
Боголюбский собор с тех пор становится родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, здесь были похоронены дед и бабка Петра I, многие его сродники по матери.
Позже настоятели монастыря проявляли особое усердие не только к строительству (в 1744-1750 на средства статс-дамы Н. А. Нарышкиной была построена церковь в честь Толгской иконы пресвятой Богородицы, а в 1750-1753 на собранные "всем миром" деньги - церковь в честь прп. Пахомия Великого над южными вратами монастыря), но все более к духовному просвещению.
В 20-х годах XX века в стенах обители тайно продолжала действовать Московская Духовная академия, руководил которой в то время настоятель монастыря епископ Варфоломей (Ремов).
Традиции духовного просвещения продолжились и в наши дни. С 1991 г. в стенах монастыря действует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
После закрытия обители в ней разместились завод по ремонту моторов для сельхозтехники, центральная медицинская библиотека, ОСОАВИАХИМ, многое помещения были отданы под коммунальные квартиры. Храмы и помещения монастыря были перестроены и обезображены. Позже здесь разместили учреждения Министерства культуры.
В 1960-80-х годах началось внешнее восстановление обители под руководством архитектора Б. П. Дедушенко.
10 октября 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, решением Священного Синода в монастыре была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря назначен епископ Зарайский Меркурий, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
20 февраля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Высоко-Петровского монастыря, отслужил здесь Божественную литургию и передал в дар обители величайшую святыню - часть мощей ее основателя, святителя Московского Петра. Недавно монастырю была возвращена и другая святыня - Казанская икона Пресвятой Богородицы, ранее принадлежавшая клирику обители преподобномученику Феодору (Богоявленскому). Ежедневно перед мощами свт. Петра служатся братские молебны, по воскресеньям после Литургии совершается чин о Панагии, а перед вечерней службой читается акафист святителю Петру перед его святыми мощами.Все больше людей приходят помолиться в обители и поклониться ее святыням - чудотворным иконам Пресвятой Богородицы, святым угодникам Божиим, частицы мощей которых почивают в монастыре - свв. первоверховным апостолам Петру и Павлу, свт. Спиридону Тримифунтскому, Киево-Печерским святым, прпп. Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, сщмч. Фаддею Тверскому.
Молитвами святителя Петра Московского, основателя этой святой обители, и всех святых, во обители сей подвизавшихся, да благословит Господь ее братию, всех труждающихся в ней, всех ее прихожан, жертвователей и благодетелей.