Северо-Кавказская железная дорога пролегает по территорий от Азовского до Черного моря на западе и Каспийского на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. Она обслуживает огромный по территории (350 тысяч квадратных километров с населением более 17 млн. человек), богатейший по природным ресурсам и многообразию регион.
Управление дороги находится в г Ростове -на- Дону. В состав дороги входят отделения: Ростовское, Краснодарское, Минераловодское, Махачкалинское.
Сегодня эксплуатационная длина дороги составляет 6380 км. Это четвертая по величине магистраль России. Дорога обслуживает перевозками Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан, Северную Осетию (Аланию), Ингушетию, Чеченскую, Карачаево-Черкесскую, Калмыкию, Адыгею, Кабардино-Балкарскую; связывает их с Северным, Центральным и Поволжским регионами России, странами Балтии, Белоруссией, Украиной, Закавказьем.
Через крупные порты, связанные с дорогой, Северный Кавказ сообщается с южными регионами страны и странами Средиземноморского бассейна, а через Волго-Донской судоходный канал - с районами Поволжья и Центра. С морским транспортом Азово-Черноморского бассейна дорога взаимодействует через порты Таганрог, Ейск, Темрюк, Кавказ, Новороссийск и Туапсе, а с Каспийским бассейном - через порт Махачкала. С речным транспортом по Дону и Северскому Донцу - через порты Азов, Волгодонская, Ростов, Усть-Донецкий. Особое значение приобрели эти транспортные связи в настоящее время с увеличением размеров экспортно-импортных перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Северо-Кавказская дорога - технически оснащенная магистраль. Более 60% ее эксплуатационной длины оборудовано электротягой, столько же -автоблокировкой и около 40 % - диспетчерской централизацией. Электрифицирован участок Новороссийск-Котельниково.
Большие технологические перемены произошли в области информатизации на СКжд, информационно-вычислительный центр которой является основным действующим лицом в этой сфере.
На дороге внедрены автоматизированные системы планомерного учета, контроля дислокации, анализа работы и регулирования парка вагонов; контроля за использованием и продвижением контейнеров; управления финансами и ресурсами, пассажирскими перевозками, а также система экономического мониторинга и прогнозирования.
Создан Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания. В его задачи входят контроль за исполнением заказов, планирование перевозок грузов, маркетинг и реклама, информационно-техническое обеспечение и обслуживание клиентов, тарифная политики и работа с эспедиторами, оперативное управление парком контейнеров и контейнерными перевозками.
Совершенствуется технология работы пассажирского комплекса дороги. В 11-ти сервисных центрах пассажирам и горожанам оказываются услуги по оформлению проездных документов от и до любой станции России, стран СНГ и дальнего зарубежья, бронируются места в пассажирские поезда, предоставляются путевки в санатории, пансионаты города-курорта Сочи и Кавказских Минеральных Вод. Для проведения семинаров, совещаний и деловых встреч предоставляются бизнес-залы и залы повышенной комфортности.