Деловые мероприятия уходят из популярных европейских мегаполисов. Куда и почему?
Конгрессно-выставочное бюро г. Москвы публикует обзор основных трендов мирового рынка индустрии встреч.
Согласно ежегодному исследованию рынка индустрии встреч ICCA (Международная ассоциация конгрессов и конференций), опубликованному в мае 2016 г., Москва по-прежнему входит в топ-100 наиболее популярных конгрессных дестинаций мира и топ-50 Европы. Что же изменилось в мировой индустрии встреч за 2015 год? Основные тренды суммирует Конгрессно-выставочное бюро г. Москвы.
Несмотря на негативные прогнозы, индустрия встреч демонстрирует небольшой рост (4,5 %): в 2015 году в мире прошло 12114 крупных международных мероприятий, это на 549 мероприятий больше, чем в 2014. В то же время, города, за последние десятилетия завоевавшие статус столиц делового туризма, ощутимо сдают свои позиции: так, абсолютный фаворит 2014 года Париж потерял лидерство, упустив 28 международных встреч (в 2015 году в столице Франции прошло 186 ротируемых мероприятий международных ассоциаций). Вена также потеряла 24 мероприятия, переместившись со 2 на 4 место в рейтинге (всего 186 крупных международных встреч). Безусловный лидер 2015 года - Берлин (195 мероприятий). Следует отметить "new normal": по итогам прошедшего года в мире нет ни одного города, привлекшего больше 200 мероприятий (для сравнения, в 2014 Париж мог похвастаться 214 мероприятиями, Вена - 202).
Падение в рейтинге ICCA традиционных городов-лидеров рынка деловых мероприятий неудивительно, если принять во внимание, что конгрессная география в целом расширилась и за 2015 год в мире появилось более 20 новых привлекательных дестинаций для крупных международных мероприятий. Это и столицы стран - Эр-Рияд (Саудовская Аравия), Скопье (Македония), и маленькие города с численностью около 56000 человек, например, Роторуа (Новая Зеландия). Среди восходящих центров конгрессной активности, играющих в своих странах роль региональных центров, можно отметить Далянь (Китай) и Катовице (Польша). Наконец, вошла в рейтинг и начала своё восхождение в нем столица Гондураса Тегусигальпа.
Факторы, позволяющие ответить на вопрос "Куда уходят мероприятия?", рассматривает Андрей Жуковский, председатель исполнительного комитета Конгрессно-выставочного бюро г. Москвы: "Ситуацию на конгрессном рынке сейчас можно описать формулой "все были везде". По условиям игры, ротируемые мероприятия год за годом перемещаются из города в город, и международные ассоциации на сегодняшний день исчерпали или почти исчерпали запас популярных дестинаций. Всё большую актуальность приобретает вопрос: "Где мы ещё не были?". Организаторы мероприятий ищут новых впечатлений, они готовы к открытиям. На волне этого спроса появляются новые дестинации, растёт интерес к не до конца исследованным городам. Например, туристы, в том числе бизнес-туристы, сейчас заново открывают Москву: наша столица занимает 5 место в списке наиболее активно развивающихся дестинаций по версии Tripadvisor, мы официально четвёртые в мире по количеству публикаций в Instagram, что, можно сказать, эквивалентно "призу зрительских симпатий"".
Татьяна Анисимова, генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро г. Москвы, отмечает ещё один важный фактор, которым объясняется "миграция мероприятий": "Международные ассоциации и другие баеры в сфере делового туризма заняты оптимизацией затрат на проведение мероприятий, финансовые соображения сейчас выходят на первый план. Кстати, это одна из причин возросшего интереса к Москве: падение курса рубля играет в нашу пользу. Столица стала доступнее, и это дало нам рекордных 17 миллионов гостей в 2015 году. Возвращаясь к вопросу о новых точках на конгрессной карте мира, следует сказать, что провести конференцию в Гондурасе намного дешевле, чем, например, в Париже, плюс делегаты получают свежие впечатления, работает эффект новизны. Я уверена, что в 2016 году мы станем свидетелями появления пула новых "бюджетных" дестинаций".