Press Release
Автопром. Автокомпоненты - 2014
С 26 по 27 ноября в Тольятти, в Универсальном спортивном комплексе "Олимп", прошла 8-я Международная специализированная выставка "Автопром. Автокомпоненты - 2014". Представители правительства Самарской области, крупнейших автопроизводителей и поставщиков обсудили способы взаимодействия, которые позволят предприятиям пережить кризис рынка с минимальными потерями.
Как известно, любой рынок подвержен периодическим взлётам и падениям. Так сложилось, что сейчас именно рынок автопрома переживает не лучшие времена. Согласно исследованиям аналитического агентства "Автостат", обнародованных на выставке, негативные тенденции сохранятся до 2016 года. По прогнозам аналитиков, при цене нефти в районе 80 долларов/барр. и долларе за 50 руб. снижение продаж на авторынке в 2015 году составит 10-15 %, а если события будут развиваться менее благоприятно для России - 20-30 %. Рост рынка начнётся не ранее 2016 года.
В такой ситуации перед производителями автокомпонентов стоят несколько основных задач: выстраивание более плотного сотрудничества с автопроизводителями, повышение качества продукции и ритмичности поставок, и (как бы это ни показалось странным на первый взгляд) инвестиции в развитие и повышение квалификации кадров. По словам исполнительного директора агентства "Автостат" Сергея Удалова, хорошие результаты во время прошлого кризиса показала KIA. "Эта компания шла против рынка, - напомнил аналитик, наращивала производственные мощности, инвестировала в маркетинг. В итоге после кризиса KIA вырвалась в лидеры в своём сегменте".
Вице-губернатор, министр экономического развития Самарской области Александр Кобенко отметил, что государство готово помочь производителям выполнить эти задачи. Для предприятий автомобильной отрасли разработаны многочисленные программы поддержки, в рамках которых можно получить субсидии на техническое перевооружение и развитие производства. "Возьмите эту поддержку, - призвал вице-губернатор. Мы за вас это не сделаем".
Более подробно о региональных и федеральных формах и инструментах поддержки предприятий автомобильной индустрии Александр Кобенко рассказал на прошедшем в рамках проекта открытом собрании Автомобильного кластера Самарской области. Кроме того, он представил концепцию работы кластера в ближайшей перспективе. Руководитель регионального центра инжиниринга Самарской области Алексей Миронов провёл презентацию центра с описанием инструментов комплексной поддержки проектов предприятий автомобильной индустрии.
Генеральный директор ООО "Роберт Бош Самара" Кристиан Шнайдер представил проект локализации на территории Самарской области и успешного взаимодействия с региональными органами власти и автомобильным кластером. Более подробно вопросы локализации обсуждались на круглом столе "Локализация потенциальных инвесторов. Опыт, проблемы, перспективы", в котором приняли участие представители органов государственной власти и иностранных поставщиков, а также генеральный директор ОЭЗ "Тольятти" Алексей Пахоменко.
В рамках проекта прошло расширенное заседание секции "Машино- и автомобилестроение" Научно-технического совета при губернаторе Самарской области "Развитие инжиниринговых центров. Ижиниринг, новые технологии и инновации". Среди участников секции были: представители российских и зарубежных автомобильных компаний, инжиниринговых фирм, ВУЗов, отраслевых организаций, поставщики автокомпонентов.
Председатель секции Андрей Рудской подчеркнул важность прямого взаимодействия агентов автомобильного кластера, которое удалось осуществить на данной площадке. В ходе дискуссии были определены приоритеты - повышение конкурентоспособности автокомпонентных предприятий за счёт внедрения современных производственных систем и инструментов инжиниринга.
Взаимодействию предприятий и ВУЗов при подготовке персонала был посвящён круглый стол "Кадровое обеспечение автопрома". Наличие квалифицированных кадров, обладающих современными компетенциями - один из важнейших залогов конкурентоспособности предприятия. Автопром - не исключение: внедрение новых технологий требует от специалистов более широкого набора знаний и навыков. В то же время, во многих городах нарушена существовавшая в доперестроечные годы система подготовки кадров. Результат - потеря ценнейших компетенций, дефицит квалифицированных рабочих и инженеров.
В Тольятти взаимодействие между автопроизводителями и ВУЗами удалось сохранить. О том, как готовит свои кадры АВТОВАЗ, и что можно улучшить в существующей системе образования, говорили эксперты "круглого стола". По словам генерального директора ООО "Форесия-Металлопродукция Икзост Системс" Жан-Пьера Шмитта, в следующем году его компания планирует серьёзно заняться повышением квалификации своих кадров. "Мы будем работать в рамках партнёрства с русскими университетами и готовить под себя выпускников", - пояснил Жан-Пьер Шмитт.
Президент ОАО "АВТОВАЗ" Бу Инге Андерссон сообщил, что крупнейший автопроизводитель страны готов оказывать поставщикам всестороннюю помощь и поддержку. В этом году автогигант уже закупил у 700 поставщиков продукции более чем на 90 млрд. рублей.
Кроме того, президент АВТОВАЗа считает, что перед российским автопромом открываются большие перспективы. "У АВТОВАЗа хорошие поставщики, за небольшим исключением", - отметил он. "Вы должны быть готовы к тому, чтобы поставлять свою продукцию на глобальный рынок", - добавил Бу Инге Андерссон.
С ним согласны и другие эксперты. Так, директор Автомобильного кластера Словении Душан Бушен отметил, что производящаяся в его стране продукция автопрома на 80 % экспортируется. Несмотря на существующую напряжённость во взаимоотношениях России и ЕС, представители ведущих концернов уверены, что и российские автокомпонентщики смогут успешно конкурировать на мировом рынке.
Завершился проект большой дискуссионной панелью между службой по закупкам ОАО "АВТОВАЗ" и поставщиками автокомпонентов "Перспективы развития сети поставщиков ОАО "АВТОВАЗ" в свете запуска новых моделей и структурных изменений закупок альянса "АВТОВАЗ-Рено-Ниссан"". Вице-президент по закупкам ОАО "АВТОВАЗ" Венкатран Мамиллапалле представил новейшую единую закупочную структуру ARNPO и руководителей по направлениям закупок. Поставщики обсудили со своим основным клиентом актуальные задачи и проблемы взаимодействия.