Описание
Дважды в год по поручению Правительства Российской Федерации ОАО <Концерн <Ростекстиль> совместно с Российским межрегиональным Союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности проводит Федеральные оптовые ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности в г. Москве.
В рамках реализации национальной программы развития текстильной и легкой промышленности, направленной на поддержку отечественного товаропроизводителя, ОАО <Концерн <Ростекстиль> разработана Концепция выставочно-ярмарочной деятельности. Региональный раздел данной Концепции предусматривает организацию 6-7 региональных оптовых ярмарок товаров текстильной и легкой промышленности, в том числе и на Урале, где проведение подобной ярмарки запланировано в тесном сотрудничестве с Уралэкспоцентром.
Пожалуй, ни одна другая отрасль не продемонстрировала такой удивительной способности возрождаться из пепла, как легкая промышленность. В конце 1998 года Министерство экономики в одной из своей справок о состоянии этой отрасли писало, что "экономическое положение предприятий остается крайне сложным, за последние 6 лет производство продукции сократилось почти в 10 - 20 раз по отдельным видам изделий" и что темпы падения производства более чем вдвое превышают темпы падения по промышленности в целом. В документах фигурировали "технологический распад отрасли", "критическое состояние" и прочие ужасы. Казалось бы, из этой ямы легпрому если и удастся выбраться, то лет через 20 - не раньше. Но уже по итогам 1999-го легпром вышел на третье место по темпам роста среди российских промышленных отраслей, и специалисты заговорили о возрождении отрасли.
За 2000 год предприятиями легкой промышленности Свердловской области выпущено продукции в фактических ценах на 519 млн. рублей или в 1,4 раза больше, чем в 1999 году. Индекс физического объема составил 121,9%. Увеличился выпуск в натуральном выражении пряжи шерстяной, тканей, ковров и ковровых изделий, изделий верхнего трикотажа. К слову и на потребительском рынке в течение всего истекшего года происходил устойчивый рост оборота розничной торговли, что явилось индикатором увеличивающего потребительского спроса. Индекс физического объема составил 113,9% к уровню 1999 года, оборот достиг почти 55 млрд. рублей.
На этот год прогноз для легпрома области остается положительным, хотя рост ожидается всего в пределах 5%. Логика подобного прогноза вполне понятна. После кризиса качественные вещи, привезенные из-за рубежа, стали большинству россиян не по карману. Их (вещи) постарались заменить отечественной продукцией. В 2001 г. эффект девальвации рубля исчерпает себя полностью (как бы нам этого ни не хотелось) и сладкая жизнь отечественного легпрома закончится. Впрочем, цифры вещь коварная. И красота подобных темпов хороша на фоне подобных же (а точнее даже больших) спадов. Но главное не в этом. Начиная с 1999 года легпром, впервые за много лет, стал приносить прибыль. Эта отрасль наконец-то стала рентабельной.
Тем не менее, тезис о том, что российский текстиль возрождается исключительно благодаря внутреннему спросу, не более чем миф. Во многом развитию отечественного легпрома способствовало развитие отношений России с ЕС, что позволило нашим предприятиям увеличить производство и поставки на внешний рынок. Уже в прошлом году 25% продукции отечественной легкой промышленности шло на экспорт. И хотя заграница с удовольствием покупает и полуфабрикаты и готовый товар, очевидно что основной потребитель отечественной продукции - это отечественный же потребитель.
А путь к сердцу (а точнее к голове, рукам, ногам и прочим частям тела) отечественного потребителя начинается там же где этот самый потребитель и находится (т.е. одевается). Поэтому Уралэкспоцентр с удовольствием поддержал инициативу ОАО <Ростекстиль> по проведению выставок <Текстиль и Мода> в Екатеринбурге.
В период после кризиса производители Екатеринбурга и области, вместе со всей страной, не сидели сложа руки и смогли добиться значительных успехов. Скажем в 2000 году объем производства Екатеринбургских предприятий легкой промышленности увеличился на 162% по сравнению с предыдущим годом. По инициативе заместителя главы Екатеринбурга Виктора Контеева, ведется работа по созданию четкой законодательной базы, направленной в поддержку местных легпромовцев. Один из флагманов местной легкой отрасли - фабрика "Одежда" ( которая вот уже 73-й год успешно работает в уральской столице, поставляя свои товары, в том числе, и за рубеж) уже имеет несколько фирменных магазинов, ведет работу по обучению профессиональных кадров. Кстати практика открытия фирменных магазинов торгующих только отечественной продукцией характерна и для других крупных российских городов. На Первоуральской швейной фабрике "М-Стиль" в течение года проводились мероприятия по замене морально устаревшего швейного оборудования. Внедрена новая технология производства ковров с телескопическим эффектом в ОАО "Березовская ковровая фабрика". Предприятию присвоено звание Лауреата Всероссийской Программы конкурса "100 лучших товаров России", ими первыми из ковровых предприятий России получен патент на изготовление пейзажных ковров. На базе ООО "Концерн "Уральский текстиль" организовано новое предприятие - "Руно", специализирующееся на первичной обработке шерсти (мойке), таким образом, появилась возможность более глубокого использования закупленного за пределами области сырья и работы с производителями без посредников. При условии 100-процентного запуска участка мойки шерсти будут обеспечены потребности в мытой шерсти и Арамильской суконной фабрики.
Тем не менее, для легкой промышленности Свердловской области характерны те же проблемы, что и для всей отрасли в целом, нехватка оборотных средств, устаревшая производственная база, <красные директора>, сырье (Россия, увы, пока еще не выращивает хлопок, а льна сеют почему то все меньше?) Кстати с точки зрения сырья, Свердловская область , в свете своих хороших отношений с Узбекистаном, находится в относительно спокойном положении. Поэтому выставка в рамках общероссийской программы - один из значимых, существенных и эффективных шагов, направленных на привлечение инвестиций в развивающуюся отрасль, на привлечение внимания широкой общественности к качественным отечественным товарам.
Признанные экономические авторитеты, в частности Алексей Улюкаев - заместитель директора Института экономики переходного периода, считает , что начало третьего тысячелетия пройдет в России под знаком "ситцевой индустриализации", то есть интенсивного развития легкой промышленности, ориентированной прежде всего на внутренний рынок. Наибольший подъем будет наблюдаться в пищевой, текстильной, фармацевтической промышленности, производстве средств бытовой химии. (журнал <Компания> апрель 2000 г.)
Поле для отечественного предпринимателя, пока, что называется, не пахано. Ведь после всего вышеперечисленного роста, доля отечественного продукта на российском рынке еще очень мала, от силы - 10%.
Для реального подъема легкой промышленности требуется время. Время, деньги, умение и грамотный менеджмент. Обнадеженный инвестор в легпром уже пошел, деньги потекли, хотя и очень тонкой струйкой. Теперь нужно ждать. Но ждать, не сложа руки.
В области это прекрасно понимают и ищут пути по поддержанию положительных тенденций в отрасли. Так вполне возможно, уже в этом году более 23 муниципальных предприятий и подразделений городской администрации сделают заказ на одежду у екатеринбургских производителей. Такой прогноз сделан на совещании с представителями Екатеринбургских городских предприятий легкой промышленности.
Мы уверены , что проведение мероприятий подобных выставке <Уральская неделя Текстиля и Моды> послужит созданию дальнейших благоприятных условий для формирования потребительского рынка товаров текстильной и легкой промышленности Уральского региона.